Предатель, Бывалый и режиссер: жизнь Евгения Моргунова в трех его амплуа

Предатель, Бывалый и режиссер: жизнь Евгения Моргунова в трех его амплуа
  • 27.04.17
  • 0
  • 11604
  • фон:

Девяносто лет назад родился Евгений Моргунов, ведущий советский актер комедийного жанра. Грозный Бывалый, простодушный Балбес и робкий Трус — эта троица, воплощенная на экранах Евгением Моргуновым, Юрием Никулиным и Георгием Вициным, без преувеличения знакома всем. 

"Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство. Я рабочий Сокольнического вагоноремонтного завода СВАРЗ, болваночник, хочу быть в искусстве, участвовал в самодеятельности, работал в массовке на "Мосфильме". Но директор нашего завода препятствует этому стремлению. Я хочу быть как Станиславский, Немирович-Данченко", — именно с этого наивного, но искреннего письма, подписанного "Товарищу Сталину от Жени Моргунова", началась карьера актера. 

 
Актер Моргунов

Ему тогда было 16 лет, он жил вдвоем с мамой, которая работала санитаркой в московском роддоме. Денег всегда не хватало, и с 14 лет ему пришлось устроиться на завод. По вечерам он играл в сценках местного клуба. Позже Моргунов вспоминал, что ему вручили на заводе почетную грамоту за самоотверженный труд. "Я и не подозревал, что тружусь так здорово, просто работал, как и все, по двенадцать часов в сутки", — говорил он. 

Сталину приходило много писем с просьбами о помощи, но послание Моргунова его, видимо, по-особенному тронуло. Как еще можно объяснить то, что генсек дал личное распоряжение: направить на прослушивание. 

Моргунова взяли, и вскоре ему досталась первая серьезная роль в кино, которая обернулась лишь неудачами. 

Предатель

 
Кадр из фильма "Молодая гвардия"

Роль Евгения Стаховича (в версии 1960-х годов — Геннадия Почепцова) в фильме "Молодая гвардия" Сергея Герасимова принесла Моргунову известность, правда, не ту, на которую может рассчитывать начинающий артист. В масштабной экранизации одноименного романа Александра Фадеева 21-летний Моргунов должен был сыграть Евгения Стаховича, подпольщика, который якобы сдал товарищей. 

Фильм был подвергнут серьезным исправлениям, Стахович превратился в Почепцова, да и сама роль была сильно сокращена. В новой редакции картины Моргунов почти не фигурировал. Но ему все равно удалось создать яркий и убедительный образ подпольщика-предателя, и он запомнился зрителям. Известна история, как во время гастролей в одном из городков на актера напали мальчишки — они думали, что выследили настоящего врага народа. 

Однако слава и успех достались партнерам Моргунова по съемкам — Владимиру Иванову, Нонне Мордюковой, Инне Макаровой и другим. Моргунов, студент ВГИКа, в отместку решил подшутить над своим учителем Сергеем Герасимовым и спрятал его правительственную награду. Искали долго. Когда же нашли, то сразу поняли, чья это была шутка. Герасимову она не понравилась. Розыгрыш стоил актеру пяти лет забвения.

Бывалый

 
Сцена из фильма "Кавказская пленница"

Стройный и подтянутый Евгений Моргунов после съемок "Молодой гвардии" начал стремительно набирать вес. В 25 лет у него обнаружили диабет, к тому же он испытывал сильный стресс из-за неудач в карьере. К 1960 году внешность актера стала "канонической" — из Евгения Стаховича Моргунов превратился в Бывалого.

Известно точное время рождения знаменитой троицы — Балбеса, Труса и Бывалого. По словам директора Музея трех актеров Владимира Цукермана, худсовет "Мосфильма" утвердил исполнителей короткометражного фильма Леонида Гайдая "Пес Барбос и необычный кросс" 27 декабря 1960 года в 17 часов 30 минут. 

Георгия Вицина на роль Труса утвердили сразу. Он уже снимался у Гайдая. На роль Балбеса пробовались несколько актеров, но Юрий Никулин очаровал режиссера. Бывалого же должен был сыграть Иван Любезнов, но тот не захотел бегать от собаки. А Евгений Моргунов согласился. Его карьеру нельзя было назвать успешной: роли были, но его имя далеко не всегда попадало в титры. "Толстый немец" в "Судьбе человека", "санитар" в "Первых радостях", "комендант снежного городка" в "Василии Сурикове". Это были эпизоды, не более. 

 
Г. Вицин, Ю. Никулин и Е. Моргунов в фильме "Кавказская пленница"

Роль Бывалого Евгений Моргунов "примерил" десять раз — и не всегда для кино. В 1965 году троица приняла участие в "Голубом огоньке". В 1968-м, после съемок "Семь стариков и одна девушка", Юрий Никулин покинул проект. По словам Цукермана, актер с неохотой согласился сниматься в "Кавказской пленнице". Сценарий казался ему скучным, но Гайдай его уговорил. Моргунов очень не хотел, чтобы троица распадалась. Он сам писал сценарии, но бесполезно. После ухода Никулина Бывалый и Трус дважды появились в кино: последний фильм — "Комедия давно минувших дней" — увидел свет в 1980 году. 

После 1980 года Моргунов вновь стал актером одного эпизода. Да, была роль Соева в "Покровских воротах" и еще несколько в лентах 1990-х годов. Но в основном, несмотря на опыт, любовь и признание, его брали на роли "хозяина козы" и "пьяного футбольного судьи". Последним его фильмом стало "Райское яблочко", снятое в 1998 году. Моргунов сыграл начальника охраны Всеволода Тюбикова. Ни одной главной роли в его карьере так и не случилось, но это не помешало ему вписать свое имя в историю отечественного кинематографа.

Режиссер

 
Артист кино, болельщик "Спартака" Евгений Моргунов (справа) на стадионе

Евгений Моргунов пробовал себя как режиссер. В 1963 году он снял свою первую и единственную ленту "Когда казаки плачут". Это 26-минутнная комедия, в основу сюжета которой положен рассказ Михаила Шолохова "О Колчаке, крапиве и прочем". 

Евгений Моргунов снял ленту о бабьем бунте на берегу Дона. Активистка Настя возвращается в родной хутор из города и рассказывает сельчанкам о новом быте, который пришел на смену патриархальному укладу. Казаки поднимают женщин на смех, но вскоре те бунтуют и перебираются на другую сторону Дона. Мужчины, не привычные к женской работе, начали разрабатывать план по возврату жен. 

 
Кадр из фильма "Покровские ворота"

Хотя у фильма появились поклонники, режиссерская карьера Евгения Моргунова не состоялась. Все-таки актерское амплуа было ему ближе. 

"Он не относился к роли как к чему-то серьезному, поэтому никогда не выстраивал образ. Так что образа как такового и не сложилось, за исключением Бывалого. Поэтому он и не запомнился. Он был чего-то там, говорил там в интонации и убегал куда-то. Убегал продолжать играть и жить, но не там, где нужно", — сказал киновед Александр Шпагин.

Источник